Евгений Кубанцев

ЗАРИСОВКИ

 

ЗАРИСОВКА ПЕРВАЯ: СУИЦИД

Человек хотел спать. Не просто лечь в уютную постельку и прохрапеть часов десять-двенадцать, а уснуть, чтобы отключиться от мерзостей, и от радостей окружающего "реального" мира. Он бы давно сделал это, но абсолютное большинство философий, религий и моральных норм считают подобный способ решения проблем не только грехом, но и проявлением слабости. И человек продолжал существовать среди надоевшего мира. Когда его смешили, он смеялся, когда требовалось проявление грусти, он делал соответствующее выражение лица, а когда он оставался один, человек открывал аптечку и с тоскою перемешанной с желанием разглядывал аккуратные пластинки с таблетками, которые (как ему казалось) могли бы подарить ему свободу...

Эти записки о самоубийстве преследуют совершенно конкретную цель: мы попытаемся говорить о суициде не как о поступке , а как об образе мышления, и, как следствие, об образе жизни. Наша культура, наша цивилизация требует от нас абсолютно определённого поведения не только в отдельных ситуациях, но и в целом, в течение всей жизни человека. Например, художник - эксцентричный малый с бородой, трубкой и рассеянным взглядом; прапорщик - мужик за сорок с животиком и глазами идиота; журналист - похожее то ли на волка, то ли на шакала существо (в зависимости от таланта), рыскающее в поисках падали или жертвы. Конечно, данные портретики излишне утрированы. Но мысль, я думаю, ясна: если отдельно взятый человек мечтает чего-либо добиться в своей жизни, он должен, в первую очередь, соответствовать той роли, которую, собственно, хочет исполнять. И если окружающие заметят какие-то несоответствия - можно на карьере поставить крест. Общество не простит и не поймёт: в лучшем случае человек будет вынужден сменить профессию, в худшем - отправиться за диагнозом в дурдом. И вот тут мы возвращаемся к тому абстрактному персонажу, который хотел спать.

Наш герой не самоубийца. Не камикадзе и не самурай, возжелавший харакири. Он не столько хочет умереть, сколько пытается найти право на отдых от окружающей действительности. Здесь самое время вспомнить Гессе и его "Степного волка", по сути, это роман о человеке, который живёт и не хочет жить. И можно ли говорить, что "степной волк" и люди, подобные ему, просто-напросто пребывают в депрессии, а, следовательно, всего лишь нуждаются в определённом медикаментозном лечении? Или, говоря проще, обязательно ли находиться в состоянии депрессии, чтобы думать о суициде?

Без сомнения, ортодоксальный врач-психиатр постарается в данном случае прилепить диагноз не только к описываемому "суициднику", но и к пишущему эти строки. Сама проблема самоубийства, или желание рассуждать о нём, практически всегда считается чем-то неестественным, в лучшем случае, асоциальным.

Но давайте взглянем правде в лицо. Представьте себе человека, который действительно устал от жизни. И пусть его родные и близкие не могут понять, "...чего это ему не хватает...", разве не он сам должен решать, насколько нужна ему жизнь? И когда он, наконец, уходит, свора друзей с сожалением заявляет: "Он был слишком слаб, чтобы жить..."

Не знаю как вам, а мне так кажется, что в подобных оценках звучит довольно громкий голос элементарной зависти.

Хотелось бы, чтобы эти рассуждения о выборе смерти (а не жизни) не трактовались, как попытка защитить и оправдать самоубийство. Я просто хочу добиться права не осуждать огульно, не следовать слепо за абстрактными христианскими запрещениями и не пытаться объяснять суицидальные мысли набором определённых биохимических процессов.

Кстати, о христианстве. Если уж не то пошло, то поступок самого Христа, и его решение (после ночи в Гефсиманском саду) "взойти на крест", разве это не суицид? Или давайте перескакнём из библейских времён в новейшую историю: что, бросание грудью на пулемёт (А.Матросов) по собственному желанию, нельзя трактовать как самоубийство? Пусть даже с самыми возвышенными целями...

Но мы-то говорим не о целях! Мы говорим о желании или нежелании смерти, а ведь именно это "желание" и является определяющим, когда мы вешаем ярлык "самоубийца" на того или иного человека.

Подавляющее большинство психологических и психиатрических исследований причин суицидальных наклонностей сводится к рассуждениям о диагнозе. То есть подразумевается следующая изначальная установка: "нормальный человек" не хочет покончить с собой. Но давайте попробуем взглянуть на проблему чуть-чуть шире. Попробуем понять, что суицид далеко не всегда является просто поступком, действием или разовым решением. Суицид может оказаться просто образом мыслей и чувств, попыткой размышления о каких-то проблемах не в свете жизни, а в свете смерти. И если помнить, что жизнь и смерть это стороны одной монеты, именуемой бытиём человека на Земле, то в сущности суицида мы не находим состава преступления. Может быть, мы даже не должны находить в мышлении самоубийцы каких-то психических отклонений, ибо желание умереть нельзя однозначно рассматривать как перверсию. Желание умереть просто дополняет собою желание жить.

Плюс ко всему сказанному существует ещё один фактор, который намного чаще, чем нам хотелось бы, приводит к желанию смерти. Вряд ли он является основополагающим, но и забывать о нём нельзя. И называется он просто и абсолютно недраматично: быт.

Ниже я приведу рассказ одного самоубийцы-прозаика. Он совершил одну суицидную попытку, но вовремя приехавшая скорая эту попытку пресекла, он побывал в дурдоме, считается, что его "вылечили", и, покинув стены психбольницы, он написал следующее (беллетристическое) объяснение своего поступка:

"...Она сказала, что перестаёт ощущать себя женщиной. Полушутливая фраза: "Я уйду, чтобы снова почувствовать себя женщиной". Он удивился. И, конечно, расстроился. Пребывая на четвёртом десятке, он почему-то не совсем расплевался с полудетской наивностью в какую-то изначальную, первичную суть человеческих отношений, основанную на мифической духовности. Он писал стихи и музыку, пытался философствовать и более-менее связно излагал свои философские изыски на бумаге... Все эти творческие изыскания, мысли и мыслишки он старался подарить ей. Как цветы. Чтобы её жизнь стала чуть-чуть светлее и осмысленнее. Денег у него, конечно, не было. И он не понимал, что женщине, как правило, не нужно ничего , если у неё нет, скажем, норковой шубки. Тогда он решил заставить её почувствовать себя женщиной по-своему. Он просто взял и залил ванну кровью из своих вен. Когда тело вывозили, она почувствовала себя женщиной, ведь его посмертная записка чётко и ясно доносила смысл его смерти: "Я это сделал не из-за чего-то. Я это сделал для . Я это сделал ради . Ты должна гордиться. Мужчина отдал жизнь ради и для тебя:" На похоронах она была в рваном сапоге и думала, что все родственники и знакомые смотрят на этот сапог. Как вы поняли, она не очень долго чувствовала себя женщиной..."

Такой вот рассказик предложил обществу писатель после неудавшейся попытки отправления на тот свет.

Если быть откровенным, мне просто не хочется (до отвращения!) рассматривать роль бытовых проблем в списке причин суицидальных наклонностей. Тем более, что тема сия, по сути, неисчерпаема. Безденежье, безработица, полунищее существование большей части нашей интеллигенции и прочее, прочее, прочее... Воистину, можно до бесконечности рассусоливать по поводу кризиса в стране, экономического и политического бардака. Но, мне кажется, все эти причины (достаточно, кстати, объективные) и так находятся на виду. Хочется надеяться, что тема быта может считаться исчерпанной после прочтения вышеприведённого рассказа профессионального писателя, который по совместительству оказался совсем непрофессиональным самоубийцей...

Я говорил, что суицид вовсе не обязательно сопровождается депрессией. Однако нельзя оставить в стороне "классические" (с точки зрения психиатра) причины, приводящие к суициду. Социологические исследования в области показателей смертности среди психически больных людей дали примерно следующие результаты: покушения на самоубийство являются основной причиной преждевременной смерти больных шизофренией; от 10 до 13 процентов составляют попытки, заканчивающиеся смертельным исходом. Это число чуть меньше 15-17 процентов самоубийц у лиц с маниакально-депрессивным психозом. Среди здорового населения уровень самоубийств составляет около одного процента. (1)

Не обладая психиатрическим образованием, я не берусь рассуждать о проблемах психически больных людей. И хотя у меня есть определённые соображения на этот счёт (ну кто из нас не считает себя специалистом в этой области!), я всё же хочу чётко дифференцировать причины суицидальных настроений у так называемых "больных" и так называемых "здоровых". Проще говоря, все вышесказанные мысли я отношу к наблюдениям за "нормальными" людьми. А по определению одного из величайших психиатров нашего времени "нормальность или психоз проверяются степенью схожести или несхожести двух личностей, одна из которых по общему согласию является нормальной". (2)

И одним из главных критериев естественного суицидального образа мыслей можно назвать несогласие отдельно взятой личности с постулатом, что самоубийство - грех.

Давайте допустим, что возможность распоряжаться собственной жизнью является чуть ли не одной из основных ценностей нашего не очень здорового мира. И некоторым греховность суицида может казаться смешной и нелепой. Ведь если есть душа, а тело всего лишь бренная оболочка, то почему человек не имеет права эту самую оболочку (которая принадлежит ему и только ему!) взять и снять? Скажем, как грязную рубашку...

И, наконец, самое главное: кто сказал, что приобретение человеком права на смерть заставит его этим правом пользоваться без нужды?..

(1) Цифры приведены по книге Э. Фуллер Торри "Шизофрения", Санкт-Петербург, 1996г.

(2) Рональд Д. Лэнг "Расколотое “Я”".

 

ЗАРИСОВКА ВТОРАЯ: СТРАШНЫЙ СУД

...А что если Страшный Суд уже был, а?

Что если мы его просто прозевали, пропустили, променяли на новую серию нового сериала? И теперь мы осуждены. Это уже не мир - это обновлённый ад. Стандартный такой, в меру уютный, в меру мерзкий. И мы в нём тихо, спокойно, не особо напрягаясь - мучаемся. Как и положено грешникам. Спасения не будет. Кого надо было спасти - их спасли. И они живут где-то там, в Горнем мире и, быть может, даже скорбят о нас. Если, конечно, им разрешено о нас помнить.

Впрочем... А какого, собственно, лешего, они должны нас, несчастных, вспоминать? Мы получили то, к чему стремились, мы тихо вымираем/умираем там, где выбрали сами, мы предали и продали всех богов от Астарты до Христа и даже этого не заметили.

И ещё. Можно ли придумать более страшное место для грешников, чем место, где они (мы!) живут и даже не подозревают, что это - конечная точка. Не подозревают, что ВЫХОДА НЕТ.

И кто-то молится, кто-то развратничает, кто-то пытается заниматься искусством или наукой, кто-то продаёт детей на органы... А в итоге - все они жители одной большой выгребной ямы. Причём самого её дна.

...Пуская пузыри, ты плывёшь через дерьмо к тому месту где тебе померещился свет. Даже если ты добрался до этого светового пятна - ты получишь лишь одно: никакого света не было. Просто дерьмо всколыхнулось и аммиачные пары обманули тебя, - монах ты, или сатанист, - не важно. В круговерти миров, в череде тысячелетий и секунд (время ведь не линейно?) нас просто выбросили на обочину. Мимо нашей сточной канавы несутся божественные (или дьявольские) тройки лошадей, а мы пялимся на них в гордыне, крови и грязи. И рассуждаем: "Кого же из нас меньше забрызгало?" И тот, кто не по уши в естественном продукте - становится святым. А кто по уши - становится маньяком. Но сидящие в проносящихся мимо каретах смотрят и на святых, и на маньяков одинаково: все вы из сточной канавы. А потому - прощайте, мы едем дальше...

Боги ушли. И демоны тоже. Мы им просто НЕ НУЖНЫ. Мы им не интересны, так как Страшный Суд позади, и наше место - обочина. Тот, кто нас осудил бы, скорее всего, прав. Но от сознания его правоты дерьмо не начинает пахнуть апельсинами. Ты можешь отслужить Чёрную Мессу, ты можешь коленопреклонённо плакать в церкви. Результат один: ты никому не нужен.

Глупо не верить в существование Бога или Дьявола. Но ещё большая глупость - верить ИМ. Нас осудили и бросили. (Может быть, справедливо.) Но кто сказал, что из изгнания нет возвращения?

Пары сероводорода забивают твои ноздри, с не меньшим успехом твои глаза забивает ТV . Тебя бьют, предают и презирают. Конечно, тебя подставляют. Но!

Если можешь - плыви! Рано или поздно очередной блик на поверхности океана дерьма станет... А не знаю я, чем он станет.

Любовь не спасёт мир. И уж конечно мир не спасёт ненависть. СПИД не "почистит" мир, и уж конечно мир не почистит молитва.

Но... Быть может...

ТЫ?!

 

ЗАРИСОВКА ТРЕТЬЯ: АБОРТ

Когда вы приходите в эту клинику, вас, естественно, встречают доброй-мягкой-профессиональной улыбкой. В приёмной - удобные кресла, телевизор, DVD , на небольшом столике разложены журналы и газеты... Увы, все эти удобства не для тех, кому, собственно, и приходится оставлять здесь частичку своего тела и своей жизни. (Заплатив, кстати, за "услугу" не такие уж маленькие деньги!)

В кресле расположились мужчины. Они ждут. Где-то час спустя вежливое существо, символизирующее одновременно медсестру и секретаршу, предлагает мужчинам кофе и интересуется, не желают ли они посмотреть какой-нибудь фильм. Они желают. Журчит DVD-юк, и вот уже смелый американский парень демонстрирует чудеса ловкости, смелости и чего-то ещё. Ожидающие мужчины пьют предложенный кофе (не бесплатно, разумеется) и весело сопереживают похождениям доблестного американца.

Ещё один будний день Медицинского Гинекологического Центра...

В начале 90-х годов в Штатах объявился охотник-убийца. "Охотился" он на работников клиник, где делаются аборты. Некий Джон С. Салви просто заходил в приёмную, доставал 22-калиберную полуавтоматическую винтовку и стрелял во всех, кто попадался в поле зрения. Противоабортные организации Америки дружно открещивались от любого упоминания их имени в связи с делом Салви, но... Но в одной из брошюр некоей группы, именующей себя "Воины Господа" есть следующие строки: "Если вы неизлечимо больны, используйте последние месяцы вашей жизни для уничтожения абортных клиник. К тому времени, когда полиция нападёт на ваш след, вы уже получите награду на небесах".

Но что нам Штаты - у нас, в общем-то проблема совсем обратная... По статистике за год в России делается 4,5 миллиона абортов. Наверное, это число можно смело умножить на два, ведь сотни тысяч наших женщин пытаются справиться с судьбой своими силами. Чего только не придумывают наши бедные (во всех смыслах) жены, любовницы и случайные подруги! В полость матки вводят мягкие и твёрдые предметы - от катетеров до вязальных спиц, закачивают растворы соды, мыла, йода. Залезают в горячие ванны, нахлебавшись какой-нибудь гадости для "большей стимуляции"...

А вы знаете, что в случае смерти при аборте наиболее частой причиной оказывается болевой шок? Медицинская статистика считает, что 90% веществ, применяемых при "самодельном" аборте сопровождаются сильнейшими болевыми раздражениями, особенно в области шейки матки, в результате чего и развивается шок.

Одна из пациенток Медицинского Гинекологического Центра, о котором шла речь в начале этих заметок, рассказала примерно следующее: "В общем у них всё очень здорово, ну: кормят, например, бесплатно. Да и этот: как его: общий наркоз в кайф. И врачи хорошие. Только все они какие-то деревянные. Ты представляешь, я ему говорю: "Спасибо, до свидания", а он мне в ответ: "Не за что, обязательно приходите к нам ещё..."

Аборт рекомендуют делать в 12 недель. "Плод", который надо уничтожить, к этому времени уже явный мальчик или девочка. У него есть ручки, ножки и даже совершенно микроскопические, но уже пальчики. Фильм, снятый при помощи ультразвукового аппарата показывает, что происходит в утробе во время аборта... Когда инструмент врача начал разрывать ребёнка на части, было видно, как он, панически отбиваясь, открывает рот - как будто кричит от ужаса и боли.

...А вот киношка, которую мы глядели в приёмной, была просто классной. И кофе хороший. Вообще неплохо провели время...

В статье были использованы материалы газет "Вне Закона" и "НЛО".

 

ЗАРИСОВКА ЧЕТВЁРТАЯ: СТАРЫЙ ХАЛАТ

Споры мужчины и женщины об эротичности, так сказать, в быту...

Он: "Вечно она в этом халате и в бигудях... Уже и желание пропадать стало..." Она: "Вечно я в этом халате и в бигудях, а нового нет и на нормальную причёску времени не хватает... Уже и желание пропадать стало..."

В чём же, как говориться, заморочка, если, на первый взгляд, говорят они об одном и том же? А заморочка в том, как они видят себя (и партнёра, кстати, тоже) в этой ситуации. Его фраза ( в переводе с мужского языка на относительно общечеловеческий) будет звучать так: "Сняла бы она халат. И бигуди, разумеется, тоже... А может и бог с ними, с бигудями, я бы и так пережил..." Её фраза (в переводе, соответственно, с женского) получается такой: "Я буду эротичной, сексапильной и желанной, если сменю этот халат, которому уже два года, на новый (я и расцветочку уже присмотрела!), сделаю обалденную причёску, макияж, маникюр... (и т.д.)"

Ну разные мы... ну что сделаешь...

Нельзя изменить человека. В нашем случае - ни его, ни её. Тупик? Отнюдь. Ей может показаться подход к ситуации полным бредом (как и ему!), но если он/она попробуют задуматься о том, что эротика это не то, как ты себя воспринимаешь, а то, как тебя воспринимает партнёр, - всё становится на свои места.

Так что, милые дамы, вы бы своему обожаемому супругу демонстрировали иногда разные места тела...

А ты, мужик, да купи ты ей этот долбаный халат, а?

 

ЗАРИСОВКА ПЯТАЯ: АЛКОГОЛЬ

Мы возьмём с тобой водки и пива,

Мы не будем возиться с закуской,

Мы напьёмся светло и тоскливо,

Как напиться способен лишь русский...

По накатанной колее из пьянства в алкоголизм едут, как правило, только в одном направлении. Но мы, однако, вовсе не собираемся огульно проклинать спиртосодержащие удовольствия, т.к., во-первых, сами не безгрешны, а во-вторых - ну нет у нас уверенности, что алкоголь такое уж абсолютное зло. А если на эту проблему попытаться посмотреть с некоей дилетански исторической позиции, то можно придти к выводу, что история нашей цивилизации просто немыслима без биохимического воздействия на мозг при помощи возлияний различной степени тяжести.

Существует мнение, что алкоголизм и тяга к спиртному сидят в каждом из нас с самого момента рождения. И действительно, существует ли хоть одна семья, хоть один человек, которые могли бы с гордостью заявить, что в их роду "выпивающих", пьяниц и алкоголиков никогда не было? Впрочем, ребёнка-дауна, рождённого в результате пьяного зачатия вряд ли волнуют психологические, исторические или философские аспекты алкоголизма. Его родители, по всей вероятности, тоже мало озабочены теорией. Скорее, их больше волнует не то, "зачем" или "почему" они пили (пьют и будут пить), а то, "где достать" или "кто похмелит"...

В результате получается целый ряд парадоксов: теоретизирования о вреде алкоголя могут заинтересовать, по большому счёту, лишь людей достаточно трезвых и трезвомыслящих, т.е. находящихся очень далеко от понимания "практикующего пьяницы". И, вместе с тем, море популярной и специальной литературы по данному вопросу печатается, по сути, в никуда. Тот, кто с нахмуренным челом обличает сей порок, вряд ли будет изучать трактаты о способах выхода из алкоголизма. Следующий парадокс заключается во взглядах на суть человека-алкоголика. Кто он - больной или грешник? Большинство врачей (однако, не все!) рассматривают абстрактного алкоголика с позиции медицины. Предлагаются всевозможные медикаментозные и немедикаментозные способы борьбы с болезнью, всяческие кодирования, гипноз, "торпеда" и прочие. И тут же (не выходя, допустим, из наркологического центра) можно послушать родственников пациента, которые больше озабоченны "распущенностью и низостью" своего сына-брата-мужа, чем попыткой вникнуть в пафосные речи лечащего врача о необходимости воспринимать алкоголиков просто больными людьми...

Ну да бог с ними, с родственниками, давайте поглядим, что говорит обо всём этом современная психиатрия, а она, с присущим ей желанием систематизировать всё, что можно, заявляет следующее: "Алкоголизм - хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками с патологическим влечением к ним, обусловленным психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя". (1) Далее рассматриваются три стадии алкоголизма: стадия психической зависимости, стадия физической зависимости и стадия алкогольной деградации. Авторы скурпулёзно разглядывают всевозможные симптомы и синдромы, достаточно подробно обговаривают различные виды опьянения и чётко классифицируют и систематизируют всех, кто прикладывается к бутылке. В результате бедные алкаши получаются настолько обезличенными, что можно смело перестать их считать живыми людьми и рассматривать как, скажем, какую-нибудь сводную таблицу минералов, где у каждой группы существует своё (и только одно!) чётко отведённое место. Однако с врачами (особенно с "теоретиками") спорить, в принципе, глупо. Да мы, в общем-то, ни с кем спорить не собираемся, наши изыски на тему "пьянства и алкоголизма", по сути, всего лишь монолог в духе господина Обломова. Хочется, конечно, чтобы потенциальный врач относился к потенциальному больному не как к элементу из какой-то абстрактной системы, но...

Но тогда приходится становиться на позиции тех, кто видит в алкоголике всего лишь порочное человеческое существо!

Впрочем, есть надежда справиться со всеми реальными и продуманными парадоксами, если попытаться отыскать некую золотую середину. По нашему слабому разумению, это может выглядеть примерно так: в каждом алкоголике, пьянице и даже "изредка выпивающем" восприятие смысла любого возлияния настолько индивидуально, что и классификации, и обличения, по меньшей мере, неуместны. Сколько людей - столько мнений. Сколько людей - столько стадий алкоголизма. И столько же степеней "греховности".

(Маленькое отступление от темы: примерно так же, на наш взгляд, неразумно пытаться систематизировать психические болезни. Раскладывать их по полочкам и лечить, в результате, не больного, а его диагноз...)

Пожалуй, лучше всего индивидуальность алкоголизма видна на примере различной зависимости людей от Зелёного Змия. Ниже мы приводим слегка отредактированный рассказ одного музыканта-пьяницы, который хотел "завязать".

...На четвёртый день трезвой жизни начались первые по-настоящему серьёзные испытания. Желание выпить родилось сначала обыкновенной ненавязчивой мыслью, но чуть ли не впервые за всю жизнь не было удовлетворено. Желание стало шириться и занимать собою всё пространство моего маленького мира. Через час я уже не мог думать ни о чём другом. Я представил себе липкий пластмассовый стаканчик в разливухе, в котором плещется заветная жидкость. Я думал о несравненном вкусе холодного пива, которое можно жадно выпить из "горла", сдать бутылку и тут же купить ещё. Мой организм настойчиво требовал дозы: кололо в сердце, болела голова, сводило желудок. Я почти сдался, почти рванул на улицу, но в последний момент схватился за мысль ликвидировать бешеное желание выпить при помощи какой-либо работы. И я сел играть гаммы и упражнения. На нормальное музицирование не было ни физических, ни психических сил, и я, тупо глядя в никуда, гонял спотыкающиеся пальцы по некогда ровным ладам. Я играл ужасно. Я играл упрямо. Я обливался потом и где-то через двадцать минут сумел себя заставить кое-как следить за руками. Относительно сносно протащив до-мажорную гамму, я понял, что выиграл. Я заварил себе крепкий кофе и улёгся на диван с книгой в руках. Какой-то бульварный писака карманного формата начал свой роман со сцены обильного застолья. Я отложил книгу и почти заплакал. Я снова начал чувствовать на языке вкус холодного пива...

Пить он так и не бросил. С момента его попытки вырваться из цепких ручек алкогольной зависимости прошло около года. Всё это время он, в общем-то, умеренно попивает и видит в каждой капле алкоголя заклятого врага, который его победил.

И ешё одна история. Тот поэт, чьё четверостишие мы взяли эпиграфом к своей писанине, говорил примерно так: "Самое кайфовое изобретение человечества - водка. Лично во мне она открывает какой-то клапан, и из меня начинают литься стихи. Я пробовал писать по-трезвому, но получается откровенная лажа. Какие-то, мягко говоря, надуманные строчки, рифмы на уровне олигофрена и совершенно тупые сюжеты. А коньячку махнёшь - и полетела душа к солнцу, к небу, к Богу, к Дьяволу или просто к знакомой бабе. И там, между солнцем и раздвинутыми ногами очередной подруги, ты догоняешься чем-то типа джин-тоника и начинаешь писать..."

Оба этих мнения об алкоголе и зависимости от него кажутся противоположными только на первый взгляд. И тот, кто видит в рюмке врага, и тот, кто видит в ней друга, одинаковы в своей оценке, если смотреть на это дело с психологической точки зрения. Ведь различает их только знак плюса или минуса... А значит получается вот такая картина (2): "Социально он (алкоголик) хочет войти без подготовительного контакта в непосредственное слияние с другим человеком. Минутный знакомый становиться другом, которому он готов "открыть сердце". Он обходит те части его личности, где необходимо различение; а потом, на основе этого якобы глубокого и искреннего, а в действительности весьма поверхностного контакта, он начинает выдвигать нетерпеливые и экстравагантные требования".

P.S. Мы снова пьём, хотя уже не жаждем...

И водка с кровью бьётся в сетке вен...

А мы всё верим, что уснём однажды

И сможем убежать из этих стен .

 

(1) М.В.Коркина, Н.Д.Лакостина, А.Е.Личко <Психиатрия> (Москва, <Медицина>, 1995)

(2) Мы заканчиваем говорить об алкоголе цитатой из книги американского психолога Фредерика Перлза <Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальттерапии.>

 

_________________________________________________

© 2003-2007 Е. Кубанцев, Саратов.

 

 

Хостинг от uCoz