Ван Гог (van Gogh) Винсент Виллем

(30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия, - 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 - учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров Боринажа, а позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г. соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей. В 1886-88, живя в Париже, В. Г. посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена.В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба - 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа В. Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890). Творчество В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В. Г., его порывистая экспрессия и трагический пафос; ими определяется особое место В. Г. в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.

(Большая Советская Энциклопедия)

КРЫШИ, ВИД ИЗ АТЕЛЬЕ ВАН ГОГА. 1882. Акварель, прорисовка мелом, 39 х 55см. Париж, Собрание Ж. Ренана. (jpg, 1120 х 783, 124 Кб)
ТКАЧ У СТАНКА. 1884. Холст, масло, 70 х 85см. Оттерло, Музей Креллера-Мюллера. (jpg, 1103 х 900, 180 Кб)
ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ. 1885. Холст, масло, 81,5 х 114,5см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 1434 х 1016, 213 Кб)
НАБЕРЕЖНАЯ В АНТВЕРПЕНЕ С КОРАБЛЯМИ. 1885. Дерево, масло, 20,5 х 27см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 1775 х 1364, 352 Кб)
ВИД С МОНМАРТРА. 1886. Холст, масло, 38,5 х 61,5см. Базель, Художественный музей. (jpg, 1434 х 923, 207 Кб)
МОНМАРТР В РАЙОНЕ ВЕРХНЕЙ МЕЛЬНИЦЫ. 1886. Холст, масло, 44 х 33,5см. Чикаго, Художественный институт. (jpg, 1417 х 1869, 359 Кб)
НАТЮРМОРТ С РОЗАМИ И ПОДСОЛНУХАМИ. 1886. Холст, масло, 50 х 61см. Мангейм, Кунстхалле. (jpg, 1417 х 1170, 332 Кб)
КАФЕ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ "ГЕНГЕТТ" НА МОНМАРТРЕ. Около 1886. Холст, масло, 49 х 64см. Париж, Музей Орсэ. (jpg, 1417 х 1204, 351 Кб)
АВТОПОРТРЕТ В СЕРОЙ ШЛЯПЕ. 1887. Картон, масло, 19 х 14см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 879 х 1199, 145 Кб)
ГОРОД ЗАВОДОВ. 1887. Акварель, бумага, 39 х 54см. Амстердам, Городской музей. (jpg, 1103 х 813, 170 Кб)
НАТЮРМОРТ С ЦВЕТАМИ В БРОНЗОВОЙ ВАЗЕ. 1887. Холст, масло, 73,5 х 60,5см. Париж, Музей Орсэ. (jpg, 1417 х 1733, 446 Кб)
НИВА С МАКАМИ И ЖАВОРОНКОМ . 1887. Холст, масло, 54 х 64,5см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 1103 х 907, 190 Кб)
ОГОРОДЫ НА МОНМАРТРЕ (МОНМАРТРСКИЙ ХОЛМ). 1887. Холст, масло, 96 х 120см. Амстердам, Городской музей. (jpg, 1417 х 1076, 270 Кб)
РЕСТОРАН "СИРЕНА" В АНЬЕРЕ. 1887. Холст, масло, 54 х 65см. Париж, Музей Орсэ. (jpg, 1775 х 1399, 481 Кб)
АВТОПОРТРЕТ В СЕРОЙ ФЕТРОВОЙ ШЛЯПЕ. 1887-1888. Холст, масло, 44 х 37,5см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 879 х 1077, 182 Кб)
ПОРТРЕТ ПАПАШИ ТАНГИ. 1887-1888. Холст, масло, 65 х 51см. Беверли-Хилс, Частное собрание. (jpg, 1103 х 1424, 267 Кб)
АВТОПОРТРЕТ В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ. 1888. Холст, масло, 42 х 31см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 879 х 1164, 192 Кб)
ВЕТКА ЦВЕТУЩЕГО МИНДАЛЯ. 1888. Холст, масло, 24 х 19см. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. (jpg, 1417 х 1791, 474 Кб)
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ В ТАРАСКОН . 1888. Холст, масло, 73 х 92см. Цюрих, Кунстхаус. (jpg, 1775 х 1377, 389 Кб)
МОРЕ В СЕНТ-МАРЬЕ. 1888. Холст, масло, 44 х 53см. Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина. (jpg, 1417 х 1177, 312 Кб)
МОСТ АНГЛУА. 1888. Холст, масло, 60 х 65см. Нью-Йорк, Собрание Уилденстен. (jpg, 1103 х 1022, 196 Кб)
НАТЮРМОРТ С ПОДСОЛНУХАМИ. 1888. Холст, масло, 93 х 73см. Лондон, Галерея Тейт. (jpg, 1417 х 1818, 442 Кб)
ПЛОДОВЫЙ САД С КИПАРИСАМИ. 1888. Холст, масло, 64,8 х 80,8см. Нью-Йорк, Собрание Ч. Пейзна. (jpg, 1775 х 1408, 598 Кб)
СЕЯТЕЛЬ. 1888. Холст, масло, 33 х 41см. Цюрих, Собрание Эмиля Георга Бюрле. (jpg, 1417 х 1106, 268 Кб)
ТЕРРАСА КАФЕ НОЧЬЮ. 1888. Холст, масло, 81 х 65,5см. Оттерло, Музей Креллера-Мюллера. (jpg, 1417 х 1777, 452 Кб)
АВТОПОРТРЕТ С ОТРЕЗАННЫМ УХОМ. 1889. Холст, масло, 51 х 45см. Чикаго, Собрание супругов Ли Б. Блок. (jpg, 879 х 995, 122 Кб)
ДОРОЖНЫЕ РАБОЧИЕ. 1889. Холст, масло, 74 х 93см. Кливленд, Художественный музей. (jpg, 1775 х 1398, 501 Кб)
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ. 1889. Холст, масло, 73,7 х 92см. Нью-Йорк, Музей современного искусства. (jpg, 1775 х 1430, 609 Кб)
ПЕЙЗАЖ СО ВСПАХАННЫМИ ПОЛЯМИ. 1889. Холст, масло, 71 х 90,5см. Сан-Франциско, Собрание Р. Оппенгеймера. (jpg, 1775 х 1389, 542 Кб)
РОЩА ОЛИВ . 1889. Холст, масло, 71 х 90см. Оттерло, Музей Креллера-Мюллера. (jpg, 1775 х 1376, 502 Кб)
ВОРОНЫ НАД ПШЕНИЧНЫМ ПОЛЕМ. 1890. Холст, масло, 50,5 х 100,5см. Амстердам, Музей Ван Гога. (jpg, 1792 х 859, 286 Кб)
СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА С КИПАРИСАМИ. 1890. Холст, масло, 92 х 73см. Оттерло, Музей Креллера-Мюллера. (jpg, 1103 х 1394, 305 Кб)
Хостинг от uCoz